21 марта в Кыргызстане отмечается Нооруз — название состоит из двух персидских слов «ноу» (новый) и «руз» (день).
Именно в день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи составляет по 12 часов, взаимодействие
природы и человека достигает абсолютной гармонии: наступает период пробуждения и обновления. Нооруз считается
началом нового года и является традицией, основанной на взаимоотношениях человека и природы. Его празднуют в
течение вот уже нескольких тысячелетий.
Раньше месяц март кыргызы называли Нооруз (Нооруз элдик майрам күнү). Если в этот день рождались мальчики, их
называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Если в этот день
выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в кыргызских легендах сравнивают с белым
снегом Нооруза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег особенной белизны. В день праздника в каждой
семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную
похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне
праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. Ибо,
как утверждали старики, когда Нооруз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном,
зерном, ключевой водой; а в день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали
друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались
одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое. В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном
месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже — «большой суп» — одно из древнейших
обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы,
талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем. После
всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек»,
во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Нооруз не обходился также без спортивной
борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он
победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять
любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества. День заканчивался представлением, где два
акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает
зло. После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности
селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали: «Уходите, уходите, уходите все
напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» — тем самым, завершая праздник весеннего обновления и
равноденствия.
За годы независимости Кыргызстана праздник «Нооруз» стал по-настоящему народным. С утра, на центральной
площади «Алатоо» города Бишкека и во всех областных центрах начинаются театрализованные представления, на
которых присутствуют соответственно руководство страны и области, в парках и скверах проходят народные гуляния,
на ипподромах — конные игры и соревнования, во дворах советы общественности для детей и всех жителей
микрорайонов организуют игры, а также всех желающих угощают традиционным праздничным блюдом — пловом.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/264/31/